Обо мне...
Сапаров Валерий Ибрагимович
…На одном из концертов Пленума правления Союза композиторов Узбекистана, посвящённого творчеству молодых композиторов, была представлена камерная музыка.
Концерт открылся сочинением Валерия Сапарова «Прелюдия и Фуга» для струнного оркестра, которое автор посвятил своему педагогу по композиции Тулкуну Курбанову. Примечательная черта этого произведения – интонации туркменского народного мелоса. Родившись в Туркмении, Валерий Сапаров с детства слушал напевы бахши, и в студенческие годы записывал туркменские народные мелодии. Это и сказалось на творчестве молодого композитора, придало его «Прелюдии и Фуге» столь своеобразный колорит…
Музыковед Н.Нурымова
Союза композиторов Узбекистана (1985 г.)
…Произведения В.Сапарова отмечены свободным владением композиторской техникой, ясным тематизмом с опорой на туркменскую и узбекскую интонационно – ритмическую основу, чёткость форм. «Праздничные фанфары», представленные на пленум, написаны в лаконичной форме и по жанру приближаются к увертюре…
Музыковед И.Мальберг
Союза композиторов СССР (1985 г. № 3)
…В концерте прозвучали три новых произведения композиторов Узбекистана – симфоническая картина «В Сантьяго идёт дождь» М.Богданова, симфония «Страницы истории» В.Сапарова и Концерт для альта с оркестром И.Димова. …Симфония В.Сапарова «Страницы истории», посвящена 40-лению Победы в Великой Отечественной войне. Она не имеет определённой сюжетной линии. Композитор стремился донести до слушателя тяжёлые переживания людей в начальный период войны и ту внутреннюю силу народа, которая позволила выстоять и победить…
Музыковед И.Кульбашная
Союза композиторов СССР (1985 г. № 7)
…Июньская афиша Союза композиторов Узбекистана богата премьерами. На состоявшихся концертах в зале «Бахор» были исполнены произведения композиторов Б.Бровцына, Ф.Янов-Яновского, В.Сапарова, С.Карим-Ходжи, М.Махмудова и У.Салихова. …Музыка Концерта для фортепиано с оркестром В.Сапарова (солистка Светлана Сапарова), навеяна светлыми образами детства, причём автор широко использовал здесь национальные особенности туркменской народной музыки. Слушателей увлекли яркие зажигательные ритмы, выразительные интонационные обороты…
Музыковед И.Кульбашная
симфонической музыки – Ташкент 1998 г.
...Для творчества композитора В.Сапарова, в последние годы характерно особое внимание к жанрам эстрадной музыки, стремление к синтезу элементов джазового искусства и форм классической музыки. Среди сочинений: 4 инструментальных концерта, рок – оратория «Голоса веков» (стихи Р.Фархади), музыкально – поэтические зарисовки «Атомные пейзажи» для баритона, трубы, 2-х фортепиано и ударных (стихи Т.Хара – Япония), «Рэгтайм» и «Джазовый альбом» для камерного оркестра, «Каприччио» для квартета саксофонов и симфонического оркестра…
Биография
Родился я в далёком уже 1947году в г. Мары, что находиться в знойной Туркмении. В 6 лет от роду сел за рояль, и с тех пор не мыслю себя без этого инструмента, он стал моим вторым «Я». Первые шаги в музыке были сделаны под руководством моего отца – талантливого музыканта и человека от природы одарённого быть педагогом. Закончив в 1961г. музыкальную школу, я поступил в музыкальное училище в г.Ашхабаде по классу фортепиано, где занимался у замечательного педагога Виктора Григорьевича Хирунцева. Достаточно сказать, что В.Г.Хирунцев выпускник Московской консерватории и является учеником выдающегося пианиста В.В Софроницкого. В 1967г. приехал в Ташкент и поступил в консерваторию также по классу фортепиано. С тех пор вся моя жизнь и творчество связаны с Ташкентом. В 1973г. закончил консерваторию как пианист (класс доцента Кензера Ю.А.). В 1979г. вновь поступил в консерваторию по классу композиции и закончил как композитор в 1983г. (класс профессора Курбанова Т.У.). В 1984г. был принят в члены Союза композиторов СССР. Люблю работать в различных жанрах и поэтому в моём творческом «багаже» есть как симфонические, камерные и сценические произведения, так и эстрадно-джазовая музыка и песни. Симфонические: Симфония «Страницы истории», 2 Концерта для фортепиано с оркестром, Концерт для флейты с оркестром, Концерт для фагота с оркестром и др. произведения. Камерные: Прелюдия и фуга для струнных, Концерт для флейты и кларнета с камерным оркестром, «Атомные пейзажи» - музыкально-поэтические зарисовки для голоса (баритон), трубы, 2-х фортепиано и ударных на стихи японского поэта Т.Хара., Трио №1 для флейты, виолончели и фортепиано, «Элегия» памяти Арно Бабаджаняна для фортепиано, флейты и камерного оркестра и др. произведения. Для эстрадного оркестра: цикл лирических монологов для голоса и эстрадно-симфонического оркестра (стихи С.Капутикян), «Праздничная увертюра» для эстрадно-симфонического оркестра и другие. Также в моём творческом портфеле имеется более 100 песен. В середине 80-х годов увлёкся так называемым «третьим течением», музыкой в основе которой лежит соединение элементов эстрадно-джазовой музыки с формами академической музыки. Это направление идёт ещё от Дж. Гершвина. В итоге появились такие произведения, как: Трио №2 для кларнета, контрабаса и фортепиано, Рэгтайм «Воспоминание о Дж. Гершвине» для камерного оркестра, «Джазовый альбом» (5 пьес для камерного оркестра), «Каприччио» для квартета саксофонов и симфонического оркестра, «Диалоги» (Concerto grosso) для саксофона-альт, саксофона-тенор, фортепиано, маримбы, бас-гитары и симфонического оркестра, Публицистическая рок-оратория «Голоса веков» для ВИА (стихи Р.Фархади). С элементами джазовой музыки написана опера «Родственные души» по мотивам новелл О.Генри, которая ждёт своего воплощения на сцене. Достаточное количество моих произведений издано и записано на пластинки, в том числе «Прелюдия и фуга» для струнного оркестра записанная турецкой фирмой «РАКС» на компакт-диск. Моя музыка исполнялась во Франции, Германии, Израиле, Италии, а также в России, Армении и Туркменистане. В 1990г. стал дипломантом Международного конкурса композиторов в г.Гавре (Франция). Большое внимание уделяю аранжировкам и переложениям для различных составов оркестров, ансамблей и сольных инструментов. Работая на протяжении многих лет педагогом стараюсь пополнять педагогический репертуар. В настоящее время работаю в Государственной консерватории Узбекистана на кафедре эстрадного исполнительства где веду класс специального фортепиано и импровизации, а также совмещаю преподавание в Эстрадно-цирковом колледже где веду также спец. фортепиано, ансамбль, аранжировку и импровизацию. В 2006 году мной было написано учебно – методическое пособие «ФОРТЕПИАНО», которое предназначено для учащихся эстрадных музыкальных колледжей и лицеев обучающихся по классу специального фортепиано. О себе всегда трудно говорить, тем более писать, но иногда это приходиться делать, и тем более надо быть объективным, а характеризовать своё творчество вообще неблагодарный труд, поэтому я хочу предложить вашему вниманию одну из работ о моём творчестве, замечательного нашего музыковеда Кузнецовой Галины Васильевны, который был написан для буклета моего авторского юбилейного концерта, который состоялся 25 января 2008г.
Вернуться