Сапаров Валерий Ибрагимович
…На одном из концертов Пленума правления Союза композиторов Узбекистана, посвящённого творчеству молодых композиторов, была представлена камерная музыка.
Концерт открылся сочинением Валерия Сапарова «Прелюдия и Фуга» для струнного оркестра, которое автор посвятил своему педагогу по композиции Тулкуну Курбанову. Примечательная черта этого произведения – интонации туркменского народного мелоса. Родившись в Туркмении, Валерий Сапаров с детства слушал напевы бахши, и в студенческие годы записывал туркменские народные мелодии. Это и сказалось на творчестве молодого композитора, придало его «Прелюдии и Фуге» столь своеобразный колорит…
Музыковед Н.Нурымова
Союза композиторов Узбекистана (1985 г.)
…Произведения В.Сапарова отмечены свободным владением композиторской техникой, ясным тематизмом с опорой на туркменскую и узбекскую интонационно – ритмическую основу, чёткость форм. «Праздничные фанфары», представленные на пленум, написаны в лаконичной форме и по жанру приближаются к увертюре…
Музыковед И.Мальберг
Союза композиторов СССР (1985 г. № 3)
…В концерте прозвучали три новых произведения композиторов Узбекистана – симфоническая картина «В Сантьяго идёт дождь» М.Богданова, симфония «Страницы истории» В.Сапарова и Концерт для альта с оркестром И.Димова. …Симфония В.Сапарова «Страницы истории», посвящена 40-лению Победы в Великой Отечественной войне. Она не имеет определённой сюжетной линии. Композитор стремился донести до слушателя тяжёлые переживания людей в начальный период войны и ту внутреннюю силу народа, которая позволила выстоять и победить…
Музыковед И.Кульбашная
Союза композиторов СССР (1985 г. № 7)
…Июньская афиша Союза композиторов Узбекистана богата премьерами. На состоявшихся концертах в зале «Бахор» были исполнены произведения композиторов Б.Бровцына, Ф.Янов-Яновского, В.Сапарова, С.Карим-Ходжи, М.Махмудова и У.Салихова. …Музыка Концерта для фортепиано с оркестром В.Сапарова (солистка Светлана Сапарова), навеяна светлыми образами детства, причём автор широко использовал здесь национальные особенности туркменской народной музыки. Слушателей увлекли яркие зажигательные ритмы, выразительные интонационные обороты…
Музыковед И.Кульбашная
симфонической музыки – Ташкент 1998 г.
...Для творчества композитора В.Сапарова, в последние годы характерно особое внимание к жанрам эстрадной музыки, стремление к синтезу элементов джазового искусства и форм классической музыки. Среди сочинений: 4 инструментальных концерта, рок – оратория «Голоса веков» (стихи Р.Фархади), музыкально – поэтические зарисовки «Атомные пейзажи» для баритона, трубы, 2-х фортепиано и ударных (стихи Т.Хара – Япония), «Рэгтайм» и «Джазовый альбом» для камерного оркестра, «Каприччио» для квартета саксофонов и симфонического оркестра…
Биография
Родился я в далёком уже 1947году в г. Мары, что находиться в знойной Туркмении. В 6 лет от роду сел за рояль, и с тех пор не мыслю себя без этого инструмента, он стал моим вторым «Я». Первые шаги в музыке были сделаны под руководством моего отца – талантливого музыканта и человека от природы одарённого быть педагогом. Закончив в 1961г. музыкальную школу, я поступил в музыкальное училище в г.Ашхабаде по классу фортепиано, где занимался у замечательного педагога Виктора Григорьевича Хирунцева. Достаточно сказать, что В.Г.Хирунцев выпускник Московской консерватории и является учеником выдающегося пианиста В.В Софроницкого. В 1967г. приехал в Ташкент и поступил в консерваторию также по классу фортепиано. С тех пор вся моя жизнь и творчество связаны с Ташкентом. В 1973г. закончил консерваторию как пианист (класс доцента Кензера Ю.А.). В 1979г. вновь поступил в консерваторию по классу композиции и закончил как композитор в 1983г. (класс профессора Курбанова Т.У.). В 1984г. был принят в члены Союза композиторов СССР. Люблю работать в различных жанрах и поэтому в моём творческом «багаже» есть как симфонические, камерные и сценические произведения, так и эстрадно-джазовая музыка и песни. Симфонические: Симфония «Страницы истории», 2 Концерта для фортепиано с оркестром, Концерт для флейты с оркестром, Концерт для фагота с оркестром и др. произведения. Камерные: Прелюдия и фуга для струнных, Концерт для флейты и кларнета с камерным оркестром, «Атомные пейзажи» - музыкально-поэтические зарисовки для голоса (баритон), трубы, 2-х фортепиано и ударных на стихи японского поэта Т.Хара., Трио №1 для флейты, виолончели и фортепиано, «Элегия» памяти Арно Бабаджаняна для фортепиано, флейты и камерного оркестра и др. произведения. Для эстрадного оркестра: цикл лирических монологов для голоса и эстрадно-симфонического оркестра (стихи С.Капутикян), «Праздничная увертюра» для эстрадно-симфонического оркестра и другие. Также в моём творческом портфеле имеется более 100 песен. В середине 80-х годов увлёкся так называемым «третьим течением», музыкой в основе которой лежит соединение элементов эстрадно-джазовой музыки с формами академической музыки. Это направление идёт ещё от Дж. Гершвина. В итоге появились такие произведения, как: Трио №2 для кларнета, контрабаса и фортепиано, Рэгтайм «Воспоминание о Дж. Гершвине» для камерного оркестра, «Джазовый альбом» (5 пьес для камерного оркестра), «Каприччио» для квартета саксофонов и симфонического оркестра, «Диалоги» (Concerto grosso) для саксофона-альт, саксофона-тенор, фортепиано, маримбы, бас-гитары и симфонического оркестра, Публицистическая рок-оратория «Голоса веков» для ВИА (стихи Р.Фархади). С элементами джазовой музыки написана опера «Родственные души» по мотивам новелл О.Генри, которая ждёт своего воплощения на сцене. Достаточное количество моих произведений издано и записано на пластинки, в том числе «Прелюдия и фуга» для струнного оркестра записанная турецкой фирмой «РАКС» на компакт-диск. Моя музыка исполнялась во Франции, США, Германии, Израиле, Италии, а также в России, Украине, Армении, Туркменистане и других странах. В 1990г. стал финалистом Международного конкурса композиторов в г.Гавре (Франция). Большое внимание уделяю аранжировкам и переложениям для различных составов оркестров, ансамблей и сольных инструментов. Работая на протяжении многих лет педагогом стараюсь пополнять педагогический репертуар. В настоящее время работаю в Государственной консерватории Узбекистана на кафедре эстрадного исполнительства где веду класс специального фортепиано и импровизации, а также совмещаю преподавание в Эстрадно-цирковом колледже где веду также спец. фортепиано, ансамбль, аранжировку и импровизацию. В 2006 году мной было написано учебно – методическое пособие «ФОРТЕПИАНО», которое предназначено для учащихся эстрадных музыкальных колледжей и лицеев обучающихся по классу специального фортепиано. О себе всегда трудно говорить, тем более писать, но иногда это приходиться делать, и тем более надо быть объективным, а характеризовать своё творчество вообще неблагодарный труд, поэтому я хочу предложить вашему вниманию одну из работ о моём творчестве, замечательного нашего музыковеда Кузнецовой Галины Васильевны, который был написан для буклета моего авторского юбилейного концерта, который состоялся 25 января 2008г.
КУЗНЕЦОВА Г.В. (кандидат искусствоведения)
Валерий САПАРОВ принадлежит к числу тех немногих в каждой музыкальной культуре художников, результаты творческой деятельности которых не только этапы развития личности композитора, но и некоторые принципиально важные для современного искусства тенденции. Одна из важнейших тенденций нашего времени – поиски синтеза достижений в тех сферах музыкального искусства, которые условно называют «серьёзная» («учёная», композиторская) и «лёгкая» (популярная, массовая, в широком смысле, эстрадная) музыка. Ориентация этого направления на массовую слушательскую аудиторию, блестяще подтверждённая популярностью всемирно известных сочинений Дж. Гершвина, Э.Л.Уэббера и др., вдохновила В.Сапарова на создание таких композиций как первая в Узбекистане публицистическая рок-оратория «Голоса веков» на стихи Р.Фархади (1984г.), Регтайм «Воспоминание о Дж.Гершвине»(1984г.), «Джазовый альбом» для камерного оркестра (1985г.), Трио № 2 для кларнета, контрабаса и фортепиано (1983г.), «Каприччио» для квартета саксофонов и симфонического оркестра, «Элегия» памяти Арно Бабаджаняна, «ДИАЛОГИ»(Concerto grosso) для альт-саксофона, тенор-саксофона, фортепиано, маримбы, бас-гитары и симфонического оркестра (2006-2007г.) и др..
Претворённая на богатейшей основе народной музыки – туркменской, знакомой с самого раннего детства, и узбекской, изучаемой с юности до настоящего времени, - идея синтеза дала интересные художественные результаты и в театральной музыке В. Сапарова. Его опера-сказка для театра кукол «Пахта-ой» (1988г.) – образец подлинно современного произведения по музыкально-драматургическому и сценическому решению (в последнем, возможно не без влияния самобытного музыкального текста, оригинально претворены традиции мировой и, в частности, японской театрально – кукольной культуры). Опера – сказка В.Сапарова – одно из немногих музыкально – театральных сочинений, в которых музыка оказывается важнейшим стимулом в поисках сценической образности. Интересное музыкальное решение найдено В.Сапаровым и в его опере «Родственные души» по мотивам новелл О.Генри, где органично соединились элементы законов оперного жанра с элементами джазовой музыки 30-40-х годов ХХ столетия. Необходимо сказать, что такого плана сценические произведения в Узбекистане пока - что единственные.
Немалыми художественными достижениями отмечена работа композитора и в области академических жанров симфонической, камерно – инструментальной и вокальной музыки. Нельзя не выделить особо четырёх концертов В.Сапарова (2-х для фортепиано – 1981г, и 2006г; для фагота – 1986г; для флейты – 1987г; все с симфоническим оркестром), в которых проявились присущие композитору тонкое ощущение специфики солирующего инструмента, профессиональное мастерство в организации оркестровой фактуры. Реализованные в разном жанровом контексте эти качества творческой личности композитора дают интересные художественные результаты. Свидетельство тому – «Атомные пейзажи» - музыкально - поэтические зарисовки для голоса (баритон), трубы, 2-х фортепиано и ударных на стихи японского поэта Тамики Хаара (1980г.), «Килпиллама ёрим, килпиллама» - пьеса для 2-х альтовых саксофонов и камерного оркестра(1992г.), «Кари Наво» - пьеса для альт-саксофона и камерного оркестра (2006г.) Обе пьесы написаны на темы узбекских народных мелодий.
Значительная сфера творческих достижений В.Сапарова – произведения для эстрадного – симфонического оркестра, для биг-бенда и различных составов эстрадных и джазовых ансамблей, песни (более 100), а также произведения педагогического репертуара и многочисленные переложения и аранжировки.
Валерий Сапаров – художник, инициативный и смело ищущий новые пути в искусстве. Эти качества творческой личности – несомненный залог его будущих высоких достижений.
Произведения Валерия Сапарова постоянно звучат в концертах. Его произведения исполнялись в Германии, во Франции, Израиле, Италии, Болгарии, США, а также в России, Украины, Армении и Туркменистане.
В. Сапаров – активный участник Международных фестивалей современной симфонической музыки (Ташкент-1998г., Ташкент-2002г., Ташкент-2005г.), а также Международного конкурса композиторов в г.Гавр (Франция).
Произведения В.Сапарова исполнялись такими дирижёрами как народный артист Узбекистана, профессор Захид Хакназаров, заслуженные деятели искусств Узбекистана Гани Туляганов и Эльдар Азимов, Батыр Расулов, Имант Котцинш (Латвия), Пауль Розеску (Австрия), Альфред Мишурин (Россия), Хикмет Шимшек (Турция).
br>