Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт
Композитора Валерия Сапарова

Главная » Обо мне » Регистрация » ВходВторник
19.03.2024
13:16

Сапаров Валерий Ибрагимович


 


 

Журнал «Музыкальная жизнь» № 22 1983г.

…На одном из концертов Пленума правления Союза композиторов Узбекистана, посвящённого творчеству молодых композиторов, была представлена камерная музыка.
Концерт открылся сочинением Валерия Сапарова «Прелюдия и Фуга» для струнного оркестра, которое автор посвятил своему педагогу по композиции Тулкуну Курбанову. Примечательная черта этого произведения – интонации туркменского народного мелоса. Родившись в Туркмении, Валерий Сапаров с детства слушал напевы бахши, и в студенческие годы записывал туркменские народные мелодии. Это и сказалось на творчестве молодого композитора, придало его «Прелюдии и Фуге» столь своеобразный колорит…

Музыковед Н.Нурымова

 

 


 


 

Аннотация к VI Пленуму правления
Союза композиторов Узбекистана (1985 г.)


…Произведения В.Сапарова отмечены свободным владением композиторской техникой, ясным тематизмом с опорой на туркменскую и узбекскую интонационно – ритмическую основу, чёткость форм. «Праздничные фанфары», представленные на пленум, написаны в лаконичной форме и по жанру приближаются к увертюре…

Музыковед И.Мальберг

 

 


 


 

Информационный бюллетень секретариата Правления
Союза композиторов СССР (1985 г. № 3)


…В концерте прозвучали три новых произведения композиторов Узбекистана – симфоническая картина «В Сантьяго идёт дождь» М.Богданова, симфония «Страницы истории» В.Сапарова и Концерт для альта с оркестром И.Димова. …Симфония В.Сапарова «Страницы истории», посвящена 40-лению Победы в Великой Отечественной войне. Она не имеет определённой сюжетной линии. Композитор стремился донести до слушателя тяжёлые переживания людей в начальный период войны и ту внутреннюю силу народа, которая позволила выстоять и победить…

Музыковед И.Кульбашная

 

 


 


 

Информационный бюллетень секретариата Правления
Союза композиторов СССР (1985 г. № 7)


…Июньская афиша Союза композиторов Узбекистана богата премьерами. На состоявшихся концертах в зале «Бахор» были исполнены произведения композиторов Б.Бровцына, Ф.Янов-Яновского, В.Сапарова, С.Карим-Ходжи, М.Махмудова и У.Салихова. …Музыка Концерта для фортепиано с оркестром В.Сапарова (солистка Светлана Сапарова), навеяна светлыми образами детства, причём автор широко использовал здесь национальные особенности туркменской народной музыки. Слушателей увлекли яркие зажигательные ритмы, выразительные интонационные обороты…

Музыковед И.Кульбашная

 

 


 


 

Аннотация к I Международному фестивалю
симфонической музыки – Ташкент 1998 г.


...Для творчества композитора В.Сапарова, в последние годы характерно особое внимание к жанрам эстрадной музыки, стремление к синтезу элементов джазового искусства и форм классической музыки. Среди сочинений: 4 инструментальных концерта, рок – оратория «Голоса веков» (стихи Р.Фархади), музыкально – поэтические зарисовки «Атомные пейзажи» для баритона, трубы, 2-х фортепиано и ударных (стихи Т.Хара – Япония), «Рэгтайм» и «Джазовый альбом» для камерного оркестра, «Каприччио» для квартета саксофонов и симфонического оркестра…

 

 


 

Биография

 

 Родился я в далёком уже 1947году в г. Мары, что находиться в знойной Туркмении. В 6 лет от роду сел за рояль, и с тех пор не мыслю себя без этого инструмента, он стал моим вторым «Я». Первые шаги в музыке были сделаны под руководством моего отца – талантливого музыканта и человека от природы одарённого быть педагогом. Закончив в 1961г. музыкальную школу, я поступил в музыкальное училище в г.Ашхабаде по классу фортепиано, где занимался у замечательного педагога Виктора Григорьевича Хирунцева. Достаточно сказать, что В.Г.Хирунцев выпускник Московской консерватории и является учеником выдающегося пианиста В.В Софроницкого. В 1967г. приехал в Ташкент и поступил в консерваторию также по классу фортепиано. С тех пор вся моя жизнь и творчество связаны с Ташкентом. В 1973г. закончил консерваторию как пианист (класс доцента Кензера Ю.А.). В 1979г. вновь поступил в консерваторию по классу композиции и закончил как композитор в 1983г. (класс профессора Курбанова Т.У.). В 1984г. был принят в члены Союза композиторов СССР. Люблю работать в различных жанрах и поэтому в моём творческом «багаже» есть как симфонические, камерные и сценические произведения, так и эстрадно-джазовая музыка и песни. Симфонические: Симфония «Страницы истории», 2 Концерта для фортепиано с оркестром, Концерт для флейты с оркестром, Концерт для фагота с оркестром и др. произведения. Камерные: Прелюдия и фуга для струнных, Концерт для флейты и кларнета с камерным оркестром, «Атомные пейзажи» - музыкально-поэтические зарисовки для голоса (баритон), трубы, 2-х фортепиано и ударных на стихи японского поэта Т.Хара., Трио №1 для флейты, виолончели и фортепиано, «Элегия» памяти Арно Бабаджаняна для фортепиано, флейты и камерного оркестра и др. произведения. Для эстрадного оркестра: цикл лирических монологов для голоса и эстрадно-симфонического оркестра (стихи С.Капутикян), «Праздничная увертюра» для эстрадно-симфонического оркестра и другие. Также в моём творческом портфеле имеется более 100 песен. В середине 80-х годов увлёкся так называемым «третьим течением», музыкой в основе которой лежит соединение элементов эстрадно-джазовой музыки с формами академической музыки. Это направление идёт ещё от Дж. Гершвина. В итоге появились такие произведения, как: Трио №2 для кларнета, контрабаса и фортепиано, Рэгтайм «Воспоминание о Дж. Гершвине» для камерного оркестра, «Джазовый альбом» (5 пьес для камерного оркестра), «Каприччио» для квартета саксофонов и симфонического оркестра, «Диалоги» (Concerto grosso) для саксофона-альт, саксофона-тенор, фортепиано, маримбы, бас-гитары и симфонического оркестра, Публицистическая рок-оратория «Голоса веков» для ВИА (стихи Р.Фархади). С элементами джазовой музыки написана опера «Родственные души» по мотивам новелл О.Генри, которая ждёт своего воплощения на сцене. Достаточное количество моих произведений издано и записано на пластинки, в том числе «Прелюдия и фуга» для струнного оркестра записанная турецкой фирмой «РАКС» на компакт-диск. Моя музыка исполнялась во Франции, США, Германии, Израиле, Италии, а также в России, Украине, Армении, Туркменистане и других странах. В 1990г. стал финалистом Международного конкурса композиторов в г.Гавре (Франция). Большое внимание уделяю аранжировкам и переложениям для различных составов оркестров, ансамблей и сольных инструментов. Работая на протяжении многих лет педагогом стараюсь пополнять педагогический репертуар. В настоящее время работаю в Государственной консерватории Узбекистана на кафедре эстрадного исполнительства где веду класс специального фортепиано и импровизации, а также совмещаю преподавание в Эстрадно-цирковом колледже где веду также спец. фортепиано, ансамбль, аранжировку и импровизацию. В 2006 году мной было написано учебно – методическое пособие «ФОРТЕПИАНО», которое предназначено для учащихся эстрадных музыкальных колледжей и лицеев обучающихся по классу специального фортепиано. О себе всегда трудно говорить, тем более писать, но иногда это приходиться делать, и тем более надо быть объективным, а характеризовать своё творчество вообще неблагодарный труд, поэтому я хочу предложить вашему вниманию одну из работ о моём творчестве, замечательного нашего музыковеда Кузнецовой Галины Васильевны, который был написан для буклета моего авторского юбилейного концерта, который состоялся 25 января 2008г.

КУЗНЕЦОВА Г.В. (кандидат искусствоведения)

Валерий САПАРОВ принадлежит к числу тех немногих в каждой музыкальной культуре художников, результаты творческой деятельности которых не только этапы развития личности композитора, но и некоторые принципиально важные для современного искусства тенденции. Одна из важнейших тенденций нашего времени – поиски синтеза достижений в тех сферах музыкального искусства, которые условно называют «серьёзная» («учёная», композиторская) и «лёгкая» (популярная, массовая, в широком смысле, эстрадная) музыка. Ориентация этого направления на массовую слушательскую аудиторию, блестяще подтверждённая популярностью всемирно известных сочинений Дж. Гершвина, Э.Л.Уэббера и др., вдохновила В.Сапарова на создание таких композиций как первая в Узбекистане публицистическая рок-оратория «Голоса веков» на стихи Р.Фархади (1984г.), Регтайм «Воспоминание о Дж.Гершвине»(1984г.), «Джазовый альбом» для камерного оркестра (1985г.), Трио № 2 для кларнета, контрабаса и фортепиано (1983г.), «Каприччио» для квартета саксофонов и симфонического оркестра, «Элегия» памяти Арно Бабаджаняна, «ДИАЛОГИ»(Concerto grosso) для альт-саксофона, тенор-саксофона, фортепиано, маримбы, бас-гитары и симфонического оркестра (2006-2007г.) и др..

Претворённая на богатейшей основе народной музыки – туркменской, знакомой с самого раннего детства, и узбекской, изучаемой с юности до настоящего времени, - идея синтеза дала интересные художественные результаты и в театральной музыке В. Сапарова. Его опера-сказка для театра кукол «Пахта-ой» (1988г.) – образец подлинно современного произведения по музыкально-драматургическому и сценическому решению (в последнем, возможно не без влияния самобытного музыкального текста, оригинально претворены традиции мировой и, в частности, японской театрально – кукольной культуры). Опера – сказка В.Сапарова – одно из немногих музыкально – театральных сочинений, в которых музыка оказывается важнейшим стимулом в поисках сценической образности. Интересное музыкальное решение найдено В.Сапаровым и в его опере «Родственные души» по мотивам новелл О.Генри, где органично соединились элементы законов оперного жанра с элементами джазовой музыки 30-40-х годов ХХ столетия. Необходимо сказать, что такого плана сценические произведения в Узбекистане пока - что единственные.

Немалыми художественными достижениями отмечена работа композитора и в области академических жанров симфонической, камерно – инструментальной и вокальной музыки. Нельзя не выделить особо четырёх концертов В.Сапарова (2-х для фортепиано – 1981г, и 2006г; для фагота – 1986г; для флейты – 1987г; все с симфоническим оркестром), в которых проявились присущие композитору тонкое ощущение специфики солирующего инструмента, профессиональное мастерство в организации оркестровой фактуры. Реализованные в разном жанровом контексте эти качества творческой личности композитора дают интересные художественные результаты. Свидетельство тому – «Атомные пейзажи» - музыкально - поэтические зарисовки для голоса (баритон), трубы, 2-х фортепиано и ударных на стихи японского поэта Тамики Хаара (1980г.), «Килпиллама ёрим, килпиллама» - пьеса для 2-х альтовых саксофонов и камерного оркестра(1992г.), «Кари Наво» - пьеса для альт-саксофона и камерного оркестра (2006г.) Обе пьесы написаны на темы узбекских народных мелодий.

Значительная сфера творческих достижений В.Сапарова – произведения для эстрадного – симфонического оркестра, для биг-бенда и различных составов эстрадных и джазовых ансамблей, песни (более 100), а также произведения педагогического репертуара и многочисленные переложения и аранжировки.

Валерий Сапаров – художник, инициативный и смело ищущий новые пути в искусстве. Эти качества творческой личности – несомненный залог его будущих высоких достижений.

Произведения Валерия Сапарова постоянно звучат в концертах. Его произведения исполнялись в Германии, во Франции, Израиле, Италии, Болгарии, США, а также в России, Украины, Армении и Туркменистане.

В. Сапаров – активный участник Международных фестивалей современной симфонической музыки (Ташкент-1998г., Ташкент-2002г., Ташкент-2005г.), а также Международного конкурса композиторов в г.Гавр (Франция).

Произведения В.Сапарова исполнялись такими дирижёрами как народный артист Узбекистана, профессор Захид Хакназаров, заслуженные деятели искусств Узбекистана Гани Туляганов и Эльдар Азимов, Батыр Расулов, Имант Котцинш (Латвия), Пауль Розеску (Австрия), Альфред Мишурин (Россия), Хикмет Шимшек (Турция).


br>

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта




Ноты - детям

ScorSer - система поиска для музыкантов

Нотный Архив
 
джазовая энциклопедия

классическая русская академическая музыка на аса-music.ru - mp3 новости 
ноты по теме музыки



мир тромбона, нотная библиотека

Видео, аудио, литературные произведения, продажа песен, написание музыки, написание текстов, аранжировка, сведение
 
Поиск
Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz